Модель организации внутрифирменного обучения

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»

А. Дистервег

 

 

Модель организации внутрифирменного обучения

 

От повышения квалификации к организации внутрифирменного обучения педагогов в специально организованной развивающей образовательной среде лицея

Системные изменения образовательной среды лицея существенно меняют деятельность учителя: появляются новые функции, определяемые системой отношений, в которые вступает учитель при реализации профессиональной деятельности в современной школе.

Ведущей функцией учителя становится содействие образованию школьника, которое состоит в создании педагогическими средствами условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности обучающегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации к непрерывному образованию. Эта функция проявляется в следующем:

  • в отборе учителем содержания образования по предмету, межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах;
  • в выборе учителем образовательных технологий (проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, модульного обучения, информационно-коммуникативных технологий), не только решающих задачи освоения содержания предмета, но и способствующих становлению компетентностей обучающихся; 
  • в формировании учителем открытой образовательной среды, представляющей собой совокупность образовательных ресурсов: открытая образовательная среда способствует становлению и проявлению компетентностей обучающихся, когда предметные знания становятся основой для решения реальных практических задач; 
  • в выборе разнообразных способов оценки и учета достижений обучающихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов, способов учета достижений, основанных на самооценочных процессах (портфолио, карта достижений, профиль умений и пр.).

Деятельность учителя в информационной среде – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.

В групповой работе происходят наиболее эффективные изменения в психике человека, развитие его личностных качеств. Причем, если организатор учебного взаимодействия имеет собственный опыт участия в групповых дискуссиях, то работа в группах выстраивается более продуктивно. Следовательно, задача развития индивидуальности учителей требует организации групповых форм внутрифирменного обучения, обеспечивающих сотворчество и содружество участников.

Чтобы научить учителей эффективному педагогическому взаимодействию, необходимо строить их собственное обучение интерактивно, чтобы они смогли сами приобрести навыки межличностного общения и общения в малых группах, а также ознакомились с разнообразными приемами организации такого общения в классах.

В процессе внутрифирменного обучения происходит освоение учителем новых профессиональных ролей: координатора проектной деятельности, консультанта, тьютора, фасилитатора. Навыки, полученные в системе внутрифирменного обучения, учитель может использовать при организации педагогического процесса, во взаимодействии с обучающимися, создавая условия для их успешного развития, формирования ключевых компетенций, перевода их в режим самостоятельного созидания знаний.

 

Механизмами повышения компетентностей педагога (предметно-методической, психолого-педагогической, ИКТ-компетентности) являются:

  • различные формы непрерывного образования педагога (обучающие семинары на базе лицея, курсы в учреждениях повышения квалификации, консультации, проектная деятельность, самообразование и пр.)
  • портфолио учителя;
  • инновационный банк лицея (виртуальный методический кабинет на сайте лицея);
  • творческие объединения учителей (методические объединения, творческие группы и пр.);
  • мониторинг методического и личностного роста каждого учителя.

Совершенствованию педагогического мастерства способствует трансляция собственного опыта на постоянно действующих городских методических семинарах по использованию современных технологий в образовательном процессе и организации проектной деятельности обучающихся, их можно считать эффективной формой и внутрифирменного повышения квалификации учителей.

Возможность критически оценить собственный опыт, изучить опыт коллег и сопоставить его со своим – необходимое условие профессионального развития педагога. Внутрифирменное обучение предполагает главным образом не трансляцию готовых знаний, передачу готовых рецептов в виде методических рекомендаций, а формирование у учителя способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности.

В лицее уже существуют и будут созданы возможности для внутрифирменного обучения:

  • соответствие программ обучения стратегическим целям лицея, Программе развития;
  • гибкое реагирование на изменения внешней образовательной среды и нацеленность на взаимодействие со сторонними организациями и партнерами;
  • гибкое реагирование на меняющуюся образовательную ситуацию;
  • создание условий для обмена опытом профессиональной деятельности, саморазвития и самореализации учителей в профессиональной сфере;
  • осуществление повышения квалификации учителей не только в предметной области, но также и надпредметной;
  • организация командной работы учителей;
  • повышение квалификации всего коллектива лицея, а не только отдельных педагогов посредством включения в деятельность участия в инновационных проектах, сетевого взаимодействия;
  • постоянное оказание квалифицированной методической помощи учителям по использованию интерактивного оборудования, организации самостоятельной работы обучающихся;
  • обеспечение обучающихся разнообразными методическими материалами, цифровыми образовательными ресурсами;
  • обязательное применение на практике того, что было изучено в учебных группах: устранение разрыва между знаниями, полученными в процессе обучения, их востребованностью и умением эффективно их применять;
  • использование разных моделей обучения и группового взаимодействия: конференции, семинары, мастер-классы, мастерские, групповые методы выработки решения, тренинги, проекты, профессиональные конкурсы – их многообразие способствует эффективности деятельности в результате интеграции, выстраивается единая система к достижению цели.

 

В основе концепции внутрифирменного обучения - идеи самообучающейся среды, реализуемые лицеем, главное предназначение которой профессиональное развитие педагога, способного создавать условия для развития и саморазвития обучающихся. Основные направления внутрифирменного обучения определяются векторами развития самообучающегося учреждения:

- активизация самостоятельной учебной деятельности обучающихся, изменение ее характера,

- изменение позиции и характера деятельности учителя: руководитель проектов, модератор дискуссии, тьютор, фасилитатор;

- изменение характера взаимодействия учитель–ученик: диалог, сотрудничество, сотворчество.

Для обоснования модели внутрифирменного обучения была проведена диагностика уровня самоорганизации педагогического коллектива. Результаты диагностики создают возможность для выстраивания внутрифирменного образования на основе индивидуально-креативного подхода (Колесникова И.А.), когда повышение квалификации осуществляется в индивидуально-поисковом режиме, педагог является активным участником формирования содержания обучения, происходит «выход за пределы», творчество, нахождение новых смыслов профессиональной деятельности («Только там с интересом учатся, где с интересом учат»).

Творческой группой педагогов лицея разрабатывается электронное методическое сопровождение внутрифирменного обучения педагогов – раздел сайта лицея «Создаем современную среду обучения».

Цель: развитие ключевых компетенций педагога, создание условий для организации образовательной среды, в которой происходит актуализация творческого потенциала обучающихся; представление возможностей для самостоятельного выбора учителем индивидуального образовательного маршрута.

 

В данном разделе будут предложены маршруты самообразования педагога, построенные на основе требований профессионального стандарта педагога и позволяющие учителям актуализировать образовательные потребности, выбрать траекторию обучения.

Каждый из предложенных маршрутов содержит:

  • представление теоретического материала и практических разработок по теме,
  • применение первично полученных знаний (организация деятельности по выполнению отдельных заданий),
  • создание учителем собственного профессионального пространства для совместной работы с обучающимся,
  • возможности для обратной связи.

Таким образом, обеспечивается возможность для работы на сайте в режиме: Новое Знание ––> Новый Опыт ––> Новый продукт ––> Новый инструмент деятельности учителя.

Индивидуальные образовательные маршруты педагогов выстроены в рамках программы работы региональной инновационной площадки.

Условия для реализации эффективной модели корпоративного обучения:

- доступ к внешним источникам знаний, создание в лицее системы управления знаниями: сайт, сетевое взаимодействие, видеоконференцсвязь;

- эффективная система коммуникаций, позволяющая совершать обмен знаниями как внутри учреждения, так и с социальными партнерами (публикации, участие в конференциях, сетевое взаимодействие);

- развитие организационной памяти – создание специального механизма для сохранения знаний в организации (методическая копилка, аудио и видео-записи);

- наличие социальных партнеров – организаций, которые могут обеспечить дополнительные возможности для профессионального развития педагогов;

- наличие команд – временных творческих групп педагогов, работающих над решением выявленных проблем, оказывающих методическую поддержку коллегам.

Критерием эффективности внутрифирменного обучения является развитость акмеологического потенциала педагога, опирающегося на знаниевую, мотивационную, деятельностную составляющие структуры личности:

- на развитие мотивационной составляющей направлена деятельность психологической службы лицея;

- деятельностную составляющую обеспечивает широкая самореализация педагога, расширение педагогических ролей, участие в экспериментальной работе;

- знаниевая составляющая формируется в диалоге с коллегами, социальными партнерами, в процессе трансляции собственного опыта.

 

Дата последнего обновления страницы 29.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения