«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
А. Дистервег
Модель организации внутрифирменного обучения
От повышения квалификации к организации внутрифирменного обучения педагогов в специально организованной развивающей образовательной среде лицея
Системные изменения образовательной среды лицея существенно меняют деятельность учителя: появляются новые функции, определяемые системой отношений, в которые вступает учитель при реализации профессиональной деятельности в современной школе.
Ведущей функцией учителя становится содействие образованию школьника, которое состоит в создании педагогическими средствами условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности обучающегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации к непрерывному образованию. Эта функция проявляется в следующем:
- в отборе учителем содержания образования по предмету, межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах;
- в выборе учителем образовательных технологий (проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, модульного обучения, информационно-коммуникативных технологий), не только решающих задачи освоения содержания предмета, но и способствующих становлению компетентностей обучающихся;
- в формировании учителем открытой образовательной среды, представляющей собой совокупность образовательных ресурсов: открытая образовательная среда способствует становлению и проявлению компетентностей обучающихся, когда предметные знания становятся основой для решения реальных практических задач;
- в выборе разнообразных способов оценки и учета достижений обучающихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов, способов учета достижений, основанных на самооценочных процессах (портфолио, карта достижений, профиль умений и пр.).
Деятельность учителя в информационной среде – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
В групповой работе происходят наиболее эффективные изменения в психике человека, развитие его личностных качеств. Причем, если организатор учебного взаимодействия имеет собственный опыт участия в групповых дискуссиях, то работа в группах выстраивается более продуктивно. Следовательно, задача развития индивидуальности учителей требует организации групповых форм внутрифирменного обучения, обеспечивающих сотворчество и содружество участников.
Чтобы научить учителей эффективному педагогическому взаимодействию, необходимо строить их собственное обучение интерактивно, чтобы они смогли сами приобрести навыки межличностного общения и общения в малых группах, а также ознакомились с разнообразными приемами организации такого общения в классах.
В процессе внутрифирменного обучения происходит освоение учителем новых профессиональных ролей: координатора проектной деятельности, консультанта, тьютора, фасилитатора. Навыки, полученные в системе внутрифирменного обучения, учитель может использовать при организации педагогического процесса, во взаимодействии с обучающимися, создавая условия для их успешного развития, формирования ключевых компетенций, перевода их в режим самостоятельного созидания знаний.
Механизмами повышения компетентностей педагога (предметно-методической, психолого-педагогической, ИКТ-компетентности) являются:
- различные формы непрерывного образования педагога (обучающие семинары на базе лицея, курсы в учреждениях повышения квалификации, консультации, проектная деятельность, самообразование и пр.)
- портфолио учителя;
- инновационный банк лицея (виртуальный методический кабинет на сайте лицея);
- творческие объединения учителей (методические объединения, творческие группы и пр.);
- мониторинг методического и личностного роста каждого учителя.
Совершенствованию педагогического мастерства способствует трансляция собственного опыта на постоянно действующих городских методических семинарах по использованию современных технологий в образовательном процессе и организации проектной деятельности обучающихся, их можно считать эффективной формой и внутрифирменного повышения квалификации учителей.
Возможность критически оценить собственный опыт, изучить опыт коллег и сопоставить его со своим – необходимое условие профессионального развития педагога. Внутрифирменное обучение предполагает главным образом не трансляцию готовых знаний, передачу готовых рецептов в виде методических рекомендаций, а формирование у учителя способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности.
В лицее уже существуют и будут созданы возможности для внутрифирменного обучения:
- соответствие программ обучения стратегическим целям лицея, Программе развития;
- гибкое реагирование на изменения внешней образовательной среды и нацеленность на взаимодействие со сторонними организациями и партнерами;
- гибкое реагирование на меняющуюся образовательную ситуацию;
- создание условий для обмена опытом профессиональной деятельности, саморазвития и самореализации учителей в профессиональной сфере;
- осуществление повышения квалификации учителей не только в предметной области, но также и надпредметной;
- организация командной работы учителей;
- повышение квалификации всего коллектива лицея, а не только отдельных педагогов посредством включения в деятельность участия в инновационных проектах, сетевого взаимодействия;
- постоянное оказание квалифицированной методической помощи учителям по использованию интерактивного оборудования, организации самостоятельной работы обучающихся;
- обеспечение обучающихся разнообразными методическими материалами, цифровыми образовательными ресурсами;
- обязательное применение на практике того, что было изучено в учебных группах: устранение разрыва между знаниями, полученными в процессе обучения, их востребованностью и умением эффективно их применять;
- использование разных моделей обучения и группового взаимодействия: конференции, семинары, мастер-классы, мастерские, групповые методы выработки решения, тренинги, проекты, профессиональные конкурсы – их многообразие способствует эффективности деятельности в результате интеграции, выстраивается единая система к достижению цели.
В основе концепции внутрифирменного обучения - идеи самообучающейся среды, реализуемые лицеем, главное предназначение которой профессиональное развитие педагога, способного создавать условия для развития и саморазвития обучающихся. Основные направления внутрифирменного обучения определяются векторами развития самообучающегося учреждения:
- активизация самостоятельной учебной деятельности обучающихся, изменение ее характера,
- изменение позиции и характера деятельности учителя: руководитель проектов, модератор дискуссии, тьютор, фасилитатор;
- изменение характера взаимодействия учитель–ученик: диалог, сотрудничество, сотворчество.
Для обоснования модели внутрифирменного обучения была проведена диагностика уровня самоорганизации педагогического коллектива. Результаты диагностики создают возможность для выстраивания внутрифирменного образования на основе индивидуально-креативного подхода (Колесникова И.А.), когда повышение квалификации осуществляется в индивидуально-поисковом режиме, педагог является активным участником формирования содержания обучения, происходит «выход за пределы», творчество, нахождение новых смыслов профессиональной деятельности («Только там с интересом учатся, где с интересом учат»).
Творческой группой педагогов лицея разрабатывается электронное методическое сопровождение внутрифирменного обучения педагогов – раздел сайта лицея «Создаем современную среду обучения».
Цель: развитие ключевых компетенций педагога, создание условий для организации образовательной среды, в которой происходит актуализация творческого потенциала обучающихся; представление возможностей для самостоятельного выбора учителем индивидуального образовательного маршрута.
В данном разделе будут предложены маршруты самообразования педагога, построенные на основе требований профессионального стандарта педагога и позволяющие учителям актуализировать образовательные потребности, выбрать траекторию обучения.
Каждый из предложенных маршрутов содержит:
- представление теоретического материала и практических разработок по теме,
- применение первично полученных знаний (организация деятельности по выполнению отдельных заданий),
- создание учителем собственного профессионального пространства для совместной работы с обучающимся,
- возможности для обратной связи.
Таким образом, обеспечивается возможность для работы на сайте в режиме: Новое Знание ––> Новый Опыт ––> Новый продукт ––> Новый инструмент деятельности учителя.
Индивидуальные образовательные маршруты педагогов выстроены в рамках программы работы региональной инновационной площадки.
Условия для реализации эффективной модели корпоративного обучения:
- доступ к внешним источникам знаний, создание в лицее системы управления знаниями: сайт, сетевое взаимодействие, видеоконференцсвязь;
- эффективная система коммуникаций, позволяющая совершать обмен знаниями как внутри учреждения, так и с социальными партнерами (публикации, участие в конференциях, сетевое взаимодействие);
- развитие организационной памяти – создание специального механизма для сохранения знаний в организации (методическая копилка, аудио и видео-записи);
- наличие социальных партнеров – организаций, которые могут обеспечить дополнительные возможности для профессионального развития педагогов;
- наличие команд – временных творческих групп педагогов, работающих над решением выявленных проблем, оказывающих методическую поддержку коллегам.
Критерием эффективности внутрифирменного обучения является развитость акмеологического потенциала педагога, опирающегося на знаниевую, мотивационную, деятельностную составляющие структуры личности:
- на развитие мотивационной составляющей направлена деятельность психологической службы лицея;
- деятельностную составляющую обеспечивает широкая самореализация педагога, расширение педагогических ролей, участие в экспериментальной работе;
- знаниевая составляющая формируется в диалоге с коллегами, социальными партнерами, в процессе трансляции собственного опыта.