Подростковый этап – это этап жизни человека, связанный с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений человека, характеризующийся бурным физическим ростом, формированием взрослого организма в процессе полового созревания.
Главная психологическая особенность подростков – личностная нестабильность, когда противоположные черты, стремления и тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость чувств и поведения ребенка.
Основное содержание всех сторон развития подростка – переход от детства к взрослости.
Ребенок в подростковом возрасте претерпевает множество изменений на физическом, физиологическом и психологическом уровне. Меняется внешность, внутренние установки, фильтры восприятия среды и ближайшего окружения.
Агрессивное поведение у подростка – это маркер неблагополучия в какой-то из сфер его жизни. Для ребенка, который чувствует себя полноценным членом семьи, школы, общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессия в поведении будет просто неприемлема.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к негативным вспышкам эмоций у ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности.
Особенности подросткового возраста
1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.
6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:
· низкая степень сплочённости семьи;
· неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
· разные стили воспитания у родителей;
· демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
· поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
· равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
· применение физических наказаний;
· угрозы, «вербальное насилие»;
· введение каких-либо ограничений;
· полное отсутствие поощрения;
· дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
· чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
· отсутствие эмоционального контакта;
· недооценка роли личного примера родителей;
· неконтролируемое использование гаджетов.
Рекомендации по преодолению агрессии
· Прежде всего, у подростков необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства · Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
· Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим, важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя». Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание или доказать правоту своим ужасным поведением.
· Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры, хобби)
· Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
· Уделяйте время и внимание своему ребенку! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и поход в кино, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого
· Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем)
· При социальном заражении негативными эмоциями (вляние «толпы»), задача родителей – учить ребенка осознавать собственные потребности, а не идти за потребностями «толпы». Учите ребенка спрашивать себя: действительно ли мне это надо? Рассказывайте, что очень важно не боятся своих потребностей, даже если они идут вразрез с потребностями «коллектива».
· Потребность в признании, желание занять лидерские позиции часто заставляют ребенка действовать агрессивно. Задача взрослых – показать обратную сторону такой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции. Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения, что может послужить причиной возникновения эмоциональной «черной дыры», куда будет уходить вся жизненная энергия.
· Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
· Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки · Попытаться превратить свои требования в его желания
· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
· Проявляйте к ребенку максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
Игры для подростков, склонных к агрессивному поведению
ИГРА "ПОВТОРИ ЗА МНОЙ"
Цель: снять у детей усталость, агрессию.
Оборудование: карандаши.
Ход игры
Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Пытаемся угадать что за песня. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет.
УПРАЖНЕНИЕ "ТРИ СЛОВА"
Цель: снять усталость у детей, переключить внимание, развивать мышление.
Ход игры
Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:
озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.
ИГРА "ПОСЛОВИЦЫ"
Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление.
Ход игры
Вы предлагаете ребёнку показать, изобразить простую пословицу
Пословицы:
"Семь раз отмерь, один – отрежь"
"Дело мастера боится"
"На все руки мастер"
"Картошка поспела – берись за дело"
"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"
"Больше дела – меньше слов"
"Горе есть – горюй, дело есть – работай"
"Заработанный хлеб сладок"
"Без работы пряников не купишь"
"Чтобы не ошибиться, не надо торопиться"
"Будешь книги читать, будешь всё знать"
"Ученье свет, а неученье – тьма"
"Дом без книги, что без окон"
Педагог – психолог: Валуйская К.О